Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

История архива

Архив – хранилище истории

 

Архив – это наследие государства. По найденным письменным источникам восстанавливается история давно погибших цивилизаций, открываются секреты свергнутых режимов.

В изучении человеческого общества в разные периоды историческая наука, прежде всего, обращалась к сохранившимся архивным документам, широко используя их в своей научно-исследовательской деятельности. Архивные документы никогда не теряют своего научного значения. Как бы ни был «стар» или, наоборот, «молод» документ по своему происхождению, освещая какой-либо факт из жизни народа в тот или иной период, он, безусловно, приобретает вневременную научную ценность.

Архивы как учреждения для хранения письменных источников были известны всем народам, имевшим письменность и достигшим создания государства.

Археологические раскопки доказали существование архивов во всех государствах древнего мира: в древнем Египте, Месопотамии, древнегреческих городах-государствах.

Египтяне называли своё письмо «слова богов». Иероглифы были самой первой и долгоживущей формой египетской письменности. Это те самые, знакомые всем иероглифы, которые можно увидеть на настенной росписи гробниц Долины Царей и на саркофагах.

Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, в зависимости от того, где они использовались. Некоторые надписи исполнены в столбик, и читаются сверху вниз. Знаков препинания, или пробелов, указывающих окончания слов не существовало. Наиболее употребительных иероглифических знаков насчитывается около 700. 

Иератическое письмо является адаптацией иероглифического, оно упрощает иероглифы, в результате чего знаки получили более округлую и курсивную форму, и делает их написание быстрее.

Большое развитие получили архивы во время императоров и особенно в Византийской империи, где главнейшие государственные документы хранились в императорском дворце. В провинциях существовали отдельные, хорошо устроенные архивы.

Архив евреев, помещавшийся в храме Соломона, сгорел вместе с храмом при взятии Иерусалима римлянами.

Средневековые властители также создали архивы, как сюзерены, так и вассалыцерковь и монастыри соорудили богатые хранилища, а затем и города завели архивы.

В нашей стране письменность существовала уже в IX веке.

В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое – без упорядоченной истории, религию – без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Создание славянской письменности обуславливалось конкретными историческими событиями. На территории нынешней Чехии и Словакии в IX веке существовала Великоморавская держава. Религиозные службы в государстве велись на непонятных для населяющих ее славянских племен языках. Поэтому моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу. «Мы божьей милостью здоровы и пришли к нам учителя многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, учат нас по-разному. А мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы нас наставил истине и дал нам знание. Так добрый владыка, пошли такого мужа, который нас наставит всякой правде».

Император поручил это ответственное задание библиотекарю константинопольского Патриарха Константину (Кириллу) и его брату Мефодию. Кирилл был образованным для своего времени человеком, знал греческий, латинский, еврейский языки, преподавал философию. Изучив славянскую речь, Кирилл создал азбуку, взяв из византийско-греческого языка 24 буквы, которые соответствовали славянским звукам;       2 буквы из «квадратного шрифта» на арамейской основе; 17 букв изобретены для передачи особенностей славянской речи.

Составив азбуку, Кирилл и Мефодий перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Помимо кириллицы, существовала еще одна азбука – глаголица. Ею пользовались в основном западные и южные славяне. Она совпадала с кириллицей по количеству и порядку букв, но начертание букв глаголицы сложнее, витиеватее, трудно читаемое. Со временем кириллица вытеснила глаголицу и распространилась по всей Руси.

Все мы знакомы и с русскими летописями. Летописи – исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» –  отсюда название – летопись. Летописи – важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской.

Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище» и др.

Повесть временных лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.

Лаврентьевская летопись была открыта графом А. И. Мусиным-Пушкиным, происхождение её неизвестно. Она имеет заголовок «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Новгородская первая летопись – древнейшая летопись Новгородской феодальной республики, является одним из главных источников наших знаний о культуре, быте, общественно-политической жизни Новгорода периода независимости. 

С развитием христианства и строительством монастырей появились условия для создания и хранения книг и документов. Крупнейшими центрами были соборы и монастыри Киева, Новгорода, а также сокровищницы монастырей и князей, где они хранились вместе с прочими ценностями.

Но термин «архив» стал употребляться только в эпоху петровских реформ. 16 июля 1712 года Петр I подписал указ «О создании архива при правительствующем Сенате». Это был первый законодательный акт об архивах в нашей стране. В генеральном регламенте коллегиям полагалось иметь два архива: один – общий для всех министерств, в специальном ведении Коллегии иностранных дел, и второй – финансовый.

Специального образования для должности архивариуса не требовалось. Решено было только, чтобы «в архивариусы избирать людей трезвого жития, неподозрительных,   в пороках и иных пристрастиях не примеченных».

С развитием государственного аппарата делопроизводство центральных и местных учреждений существенно расширилось, архивы выросли в размерах. Но вместо мероприятий по сохранению архивов, с 40–50-х гг. XIX века началось санкционированное властью уничтожение документов. В результате погибли документы большого научного значения.

Вплоть до 1 июня 1918 года, когда В.И. Лениным был подписан декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела», архивы были сугубо ведомственными, допуск в них был ограничен и исследователям-ученым, и уж тем более простым гражданам. К тому же, каждое министерство по своему усмотрению решало, какие архивные документы хранить, а какие уничтожать. Такое положение дел было результатом отсутствия единого правительственного учреждения по руководству архивами.

На основании ленинского декрета все архивы дореволюционных правительственных учреждений, как ведомственные архивы, были ликвидированы, а хранившиеся в них документальные материалы были объявлены всенародным государственным достоянием и включались в Единый государственный архивный фонд. Любое уничтожение документов без ведома вновь учрежденного Главного управления архивным делом запрещалось. Впервые в мире архивное дело было поставлено на государственную основу.

В Приамурье должность архивариуса в Приамурском губернском отделе народного образования была утверждена в августе 1922 года. А с 1 октября 1924-го начало работать амурское губернское архивное бюро. Так было положено начало созданию архивного учреждения в Амурской области.