События, люди, факты

21.11.2017

65 лет  назад в 1942 году Благовещенская спичечная фабрика заняла второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий спичечной промышленности страны и получила премию ВЦСПС и Союзнаркомлеса

подробно...

15.11.2017

160 лет назад на Амур из Забайкалья были сплавлены 583 семьи казаков

подробно...

13.11.2017

Будущий писатель Николай Фотьев родился в крестьянской семье в 1927 году в небольшой деревеньке Малиновке, что на горном Алтае

фото 2.jpg

подробно...

События, люди, факты

30.10.2017

«Развитие образования в Приамурье со второй половины XIX в. до начала XX в.»

 Обзор всего находящегося на хранении в Государственном архиве Амурской области материала по вопросу развития образования в Приамурье. 


DSC08336.JPG

В соответствии с общероссийскими процессами формирование системы образования на Амуре происходило под воздействием двух основных институтов – церкви и государства. Однако условия работы по народному образованию на Амурской земле характеризовались целым рядом особенностей: отдаленность региона от просветительских центров на десятки тысяч верст, низкая плотность населения, наличие определенного числа нерусского населения, для детей которого нужны были дорогостоящие школы с интернатами.


В первые годы существования Амурской области создавались школы сословного характера – казачьи и крестьянские начальные училища, церковно-приходские школы, городские училища. Учебных заведений в этот период времени было очень мало: не было помещений, учителей, средств на организацию учебного процесса. В 1860 году, например, в области было всего 3 казачьи начальные школы.


Рост числа жителей в населенных пунктах области, возникновение новых населенных пунктов, увеличение городского населения, развитие экономики региона требовали большего числа грамотных людей, наличия высококвалифицированных кадров.


В фондах Государственного архива Амурской области имеются документы, содержащие интересную статистическую информацию по теме «Развитие образования в Приамурье»:


- схемы, отражающие рост численности учащихся г. Благовещенска с 1866 г. по 1913 г.;

- процентное отношение учащихся к числу жителей г. Благовещенска с 1866 г. по 1913 г.;

- таблицы со сведениями о количестве народных училищ за 1877-1878, 1889-1890, 1900 гг.;

- ведомость о числе школ и учащихся в сельских поселениях (обратите внимание, в 1888 г. - это всего 5 учебных заведений);

- ведомости о числе учащихся в Амурской области за 1886, 1889, 1911, 1912-1913 годы.


Согласно данным статистики, количество учебных заведений, учащихся в Амурской области во второй половине XIX - начале XX вв. постепенно увеличивалось. В 1889 году в области было всего 37 учебных заведения и 1718 учащихся[1], в 1900 году – 122 учебных заведения и 7445 учащихся[2], в 1913 году – уже 330 учебных заведений и 26392 учащихся[3].


В Благовещенске в этот период открыты: в 1871 году (по инициативе епархиального управления) - духовная семинария, в 1874 году - Благовещенская Алексеевская (названая в честь великого князя Алексея Александровича, пожертвовавшего на ее открытие 500 руб.) женская школа, преобразованная 1878 (79) году в 4-х классную прогимназию, в 1888 году в семиклассную женскую гимназию, в 1877 году – мужская гимназия, преобразованная в 1882 году в 6-ти классную прогимназию, а в 1891 году в полную гимназию, в 1896 году Ольгинское женское училище, ремесленное училище им. графа Муравьева-Амурского, в 1909 - начальное училище им. Ломоносова, в 1912 году - училище в память Отечественной войны 1812 года и другие.


Несмотря на рост числа учебных заведений, процентное отношение учащихся к количеству населения оставалось низким, учебные заведения распределялись по области неравномерно (в ведомости о крестьянских школах в Амурской области за 1888 год отмечено наличие всего 5 учебных учреждений в сельской местности)[4] и наблюдалось преобладание школ, дающих только элементарные знания (в 1912 году из 311 учебных заведений в области, средних только 7: это – мужская и две женские гимназии, реальное училище, епархиальное училище, духовная учительская семинария, и все они находились в г. Благовещенске).

Система образования конца XIX - начала XX века включала начальные учебные заведения (одно-, двух-, многоклассные училища), средние учебные заведения (гимназии, прогимназии, реальные училища), высшие учебные заведения (институты, университеты).


Согласно утвержденному Министерством народного просвещения расписанию двухклассных училищ в 1869 году: первые три года (первый класс) дети изучали Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметику и геометрию, учились рисовать; во втором классе, на 4-5 году обучения, к уже названному перечню предметов, добавлялись история, география и естествознание[5].


Обязательный минимум в рамках изучения каждого предмета представлен в примерной программе для училищ Амурской железной дороги: по арифметике, чистописанию, истории, географии, рисованию и черчению. Так, примерная программа по истории была представлена темами: «Древние славяне, их быт и верования (в особенности те, которые сохранились в народе до сих пор). Призвание варягов. Принятие Ольгою св. крещения. Крещение Владимира…» и другие[6].


Обязательно уделялось внимание спортивной и допризывной подготовке. Программа по гимнастике и военному строю в городском трехклассном училище включала предварительные понятия о строе, выполнение команд: стойка, равняйсь, смирно, вольно, поклон, повороты, маршировка[7]. Среди учебников и учебных пособий для двухклассных училищ значатся: арифметика Котельникова, наглядный букварь Тулупова, книга для чтения Барышникова, русская грамматика Максимова[8], а среди наименований книг для школьных библиотек – известные современному читателю произведения А.С. Пушкина, В. А. Жуковского, сказки Г.Х. Андерсена и многое другое[9].


По окончанию начального школьного звена, желающие могли поступить в среднюю школу: гимназии, прогимназии, реальные училища. Обучение в них было платным, поступление сопровождалось вступительными экзаменами. Родители поступающего обращались с письменным прошением к директору учебного заведения. «Желая дать образование моему (сыну, родственнику) во вверенном Вам учреждении, имею честь просить Вас о том, чтобы он был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который он по своим познаниям может поступить…»


Программа обучения в средней школе отличалась большим числом дисциплин и их углубленным изучением: для гимназий и прогимназий предметам гуманитарного цикла[10], для реальных училищ было характерно обучение техническим прикладным наукам (дополнительно преподавались технология, техническое и геометрическое черчение).[11] Учащиеся гимназий должны были ежегодно сдавать экзамены, письменные испытания проходили при особых условиях (экзаменующиеся должны были находиться под непрерывным надзором членов испытательной комиссии ... «выходить из экзаменационной залы им вообще воспрещалось…»).


Учащимся гимназии, прогимназий, реальных училищ, по завершению курса обучения, предоставлялись определенные права, например: при поступлении на гражданскую службу, если имелось право по происхождению, не подвергаться испытанию для определения в первый класс чиновников.


Население области ясно осознавало пользу и необходимость школьного образования, само стремилось обучать своих детей. Однако недостаточное внимание центральных и местных властей к проблемам образования в регионе приводило к тому, что школьное дело в Приамурье отставало от Западных регионов страны, и состояние его было неудовлетворительным. В богатых старожильских волостях – Тамбовской, Ивановской, Гильчинской – школы были почти в каждом селе, а во вновь населенных их оказалось гораздо меньше. Так, в Бельской на 13 сел приходилось 11 школ, а в Буреинской – на 19 селений 6 школ; учебные заведения часто ютились в тесных, неприспособленных помещениях и в большинстве случаев были переполнены, на их содержание отпускались мизерные средства. «Из рапорта Зинаиды Прищепенко (учительницы младшего отделения Благовещенского женского народного училища) Его Превосходительству Господину директору Мужской Гимназии от 29 сентября 1897 года: «… в младшем отделении Женской городской школы в настоящее время находится 85 девочек. Такое количество учащихся не может быть помещено в одной классной комнате без несомненного ущерба для занятий, а посему не найдете ли вы возможность, Ваше Превосходительство, в устранении указанного неудобства, открыв параллельный класс, в каковой и отделить избыток учащихся – с назначением для этого класса особой учительницы». [12]


Проблем было достаточно, но особенно серьезной проблемой для народного образования в Приамурье на протяжении всего периода развития являлась недостаточность учительских кадров.


В 1901 году в Благовещенске было открыто женское епархиальное училище и первые на Амуре курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ благовещенской епархии.


В 1913 г. по требованию передовой общественности в Амурской области в связи с большой нехваткой учительских кадров была открыта на базе епархиального училища учительская семинария, которая стала первой кузницей педагогических кадров в Приамурье. Кандидаты в учителя из Европейской России, просясь на Амур, желали себе каких-то особенных «Амурских» прав и привилегий». А на Амуре учительство находилось в весьма затрудненном положении. Из заявления заведующей Ольгинским женским народным училищем Л. Бурлаковой, учительниц: Л.Быковой, Шереметьевой, Самохваловой в Городскую Думу от 21 декабря 1899 г.: «Так как учителя министерских народных школ Благовещенска получают помесячно содержание по 75 рублей и больше, учительницы же Ольгинской школы, включая и заведующую училищем, получают по 50 рублей, то находя разницу в содержании не совсем правильной, тем более что число учеников в школах одинаковое, покорнейше просим городскую Управу уравнять наше годовое содержание с 1 января 1900 года, а так же обратить внимание на содержание учительницы рукоделия, которая, давая всем учащимся 48 уроков рукоделия в месяц, получает только 25 рублей…»[13].


Сложную ситуацию в положении сельского учителя описал исследователь С.Е. Матвеев:… «Больше в деревне некому работать. Все везет на себе один и тот же учитель, словно ломовая лошадь… Если народный учитель, несмотря ни на что, все таки вынес свой тяжелый крест и не бежал из школы ни в дьяконы, ни в канцелярские писцы. Словом, оттрубил более 10-ти лет, то имеет право (конечно, по представлению начальства) или на получение серебряной медали на Александровской ленте с надписью «за усердие» для ношения на груди, или присвоение звания личного почетного гражданина (впрочем, тут никакого почета и никаких прав гражданства и нет)»[14].


В фондах Государственного архива Амурской области на хранении находятся: cписок учителей и учительниц железнодорожных школ Амурской железной дороги за 1914 год[15], документы учителей: Густинова Александра Николаевича[16], Молокова Андрея Никифоровича[17], Тортоева Степана Ивановича[18],Варфоломеева Василия Варфоломеевича[19].


Проблемы в системе образования Приамурья волновали не только тех, кто непосредственно участвовал в учебном процессе, отсутствие нужного количества образованных, профессионально подготовленных людей серьезно тормозило социальное, экономическое, культурное развитие региона. В докладе на имя царя за 1909–1910 годы Губернатор Амурской области Аркадий Михайлович Валуев так выразил свое отношение к сложившейся ситуации: «Область переживает острую нужду в просвещении. Ежегодно сотни детей остаются за дверьми школы. Не хватает также профессиональных учебных заведений. Всемилостливый государь! Помогите области в ее вопиющей нужде…»[20].


Уже к началу XX в российских общественных кругах сформировалось мнение о необходимости всеобщего начального образования, новых законодательных норм и коренных реформ в школьном деле, с целью улучшить народное образование. В 1907 году был разработан проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи».


27 июня 1916 года последовал одобренный государственной Думой и Государственным Советом закон о передаче начальных училищ Астраханского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, Амурского и Уссурийского казачьего войска в ведение Министерства народного просвещения с тем, чтобы в означенные училища принимались дети всех сословий и вероисповедания. Этим законом, во-первых, делался еще один шаг по линии централизации начального обучения и, во-вторых, в соответствии с общими тенденциями капиталистического развития страны наносился дополнительный удар по сословной школе.


Благовещенская общественность старалась решать существующие проблемы самостоятельно, например: было создано общество попечения начального образования, общество оказания помощи выпускникам гимназий, прогимназий и реальных училищ[21].


Коренные изменения в образовательной системе Приамурья были проведены несколько позже. В 1918 году состоялся 5-й объединенный съезд крестьян и казаков, на котором была принята резолюция, согласно которой все существующие типы школ: министерские, церковноприходские, казачьи приводились к единому типу – народная школа; провозглашалось введение в области всеобщего обязательного обучения и повсеместное увеличение числа школ[22].




[1] ГААО. Обзор Амурской области, 1889. Л. 38.Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Амурской области.

[2] ГААО. Обзор Амурской области, 1900. Ведомость № 7.

[3] ГААО. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1912 – 1913 годы. Л. 101. Народное образование.

[4] ГААО. Ф. 15-и. Оп. 1. Д. 89. Л. 4. Ведомость о сельских школах крестьянского поселения Амурской области за 1888 год.

[5] ГААО. Ф. 23-и. Оп. 1. Д. 15. Л. 41. Еженедельное число уроков в двухклассных училищах.

[6] ГААО. Ф. 23-и. Оп. 1. Д. 15. Л. 42 – 49.

[7] ГААО. Ф. 15-и. Оп. 1. Д. 262. Л. 18 - 21. Сведения по вопросам физического развития учащихся в школах Амурского казачьего войска

[8] ГААО. Ф. 23-и. Оп. 1. Д. 10. Л. 78 – 79.

[9] ГААО. Ф. 23-и. Оп. 1. Д. 10. Л. 57 – 62. Список книг для ученической библиотеки Ерофей-Павловического железнодорожного училища и других школ.

[10] ГААО. Ф. 65-и. Оп. 1. Д. 2. Л. 22 – 22 об.

[11] ГААО. Матвеев. С.Е. Начальное народное образование в г. Благовещенске. 1914. С. 34.

[12] ГААО. Ф. 8-и. Оп. 1. Д. 30. Л. 12.

[13] Там же. Л. 32 – 33.

[14] ГААО. Матвеев. С.Е. Начальное народное образование в г. Благовещенске. 1914. С.25.

[15] ГААО. Ф. 23-и. Оп. 1. Д. 10. Л. 28 - 29.

[16] ГААО. Ф. 15-и. Оп.1. Д. 302. Свидетельство об образовании Густинова Александра Николаевича, удостоенного звания «Домашний учитель».

[17] ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 54. Л. 14 – 14 об. Учительское свидетельство.

[18] Там же. Д. 958. Л. 3 – 3 об. Послужной список.

[19] ГААО. Ф. 23-и. Оп. 1. Д. 12. Личное дело учителя Зиловской железнодорожной начальной школы Варфоломеева В.В.

[20] ГААО. Ф. 15-и. Оп. 1. Д. 221. Л. 5 – 5 об.

[21] ГААО. Ф. 958. Оп. 1. Д. 127. Л. 1 - 3. Заметки об организации собрания «Общества попечения о начальном образовании в Амурской области».

[22] ГААО. Протокол заседаний объединенного 5 съезда крестьян и казаков Амурской области. 1918. С. 5.


Сорокоумова Ольга Фёдоровна,

главный архивист отдела использования архивных документов



img166.jpg





cрочная ведомость ученика перворго класса Николая Знаменского, ф. 65-и, оп. 1, д. 2, л. 20.jpg



Срочная ведомость ученика 1 класса Николая Знаменского





img165.jpg





сведдения о количестве школ  1912-1913.jpg


Сведения о количестве школ 1912-1913 годов