События, люди, факты

15.12.2017

Документы Госархива Амурской области – исторический источник.


IMG_3820.jpg

подробно...

13.12.2017

Как в Благовещенске встречали Новый год в советский период, отличалось ли новогоднее торжество того времени от сегодняшнего дня? Узнать это можно, обратившись к материалам газеты «Амурская правда».



31 дек 1991 г..JPG

подробно...

12.12.2017

21e19ef15f17e07ebe73a8a2d07f566c.jpg

подробно...

События, люди, факты

10.11.2017

Б.Т.Горлач: «С детства меня привлекало величественное монументальное искусство»

100 лет назад 5 ноября 1917 года в Благовещенске родился Борис Трофимович Горлач – амурский художник, скульптор, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны и войны с милитаристской Японией.



Горлач.jpg

Личный фонд Б.Т.Горлача находится на хранении в Государственном архиве Амурской области [209 ед.хр] и представляет уникальное историко-культурное наследие - ценные реликвии, зарисовки с натуры, воспоминания об учебе, военном лихолетии, переписку, документы о трудовой деятельности.

У будущего художника рано проявились способности к рисованию. Закончив 6 классов, Б.Т.Горлач был принят без экзаменов в Благовещенское педучилище № 1 на художественное отделение. Тогда ему не было и 14 лет.

С 1931 по 1934 гг. Борис Трофимович учился на художественном отделении Благовещенского педагогического техникума. После учебы работал художником Амурского музея краеведения, затем преподавал рисование и черчение в благовещенской железнодорожной средней школе № 3.

В 1938 г. Б.Т.Горлач уехал в Ленинград. Через год его призвали в ряды Вооруженных сил, где Борис Трофимович в звании рядового 6-ой отдельной инженерной роты участвовал в советско-финской войне. «В середине октября 1939 года оборудовали для нас казарму в толстой стене крепости, там поставили койки под низкими сводами. В каждой камере находилось узкое оконце, через которое видна была свинцовая вода Невы, а на другой стороне - Дворцовая набережная… Когда-то здесь была царская тюрьма, а сейчас, хотя все побелили, все равно чувствовалась гнетущая обстановка, а самое главное донимала сырость, постели были совершенно сырые и холодные». [Воспоминания о советско – финской войне 1939- 1940 гг., д. 40, л.5]. «Однажды ночью в начале декабря 1939 года мы услышали далекий грохот артиллерии где- то на западной стороне Ленинграда. Это началась советско-финская война». [Воспоминания о советско – финской войне 1939- 1940 гг., д. 40, л.13]. Б.Т. Горлач служил на Карельском перешейке в инженерной роте пулемётчиком-зенитчиком, был рядовым сапёром в команде по поиску мин.


Горлач.jpg

Красноармеец Б.Т.Горлач


В 1940 г. он демобилизовался и вернулся к профессии учителя рисования и черчения в ленинградскую среднюю школу № 147. «Как только закончился учебный год, я подал заявление об увольнении. Мать прислала вызов… Пошел на Дворцовую площадь в управление милиции, там полдня сидел в очереди, пока сдал документы для получения пропуска на Дальний Восток» [Воспоминания о начале Великой Отечественной войне за 1941 год, д.41, л.16].

«Помню, ехали мы по каким-то незнакомым степным скучным местам, вроде через Сызрань и Пензу. Мне досталась нижняя боковая полка. И вот очень ранним утром 22 июня проснулся и гляжу в окно. Поезд стоит на какой-то станции, а напротив другие пути сплошь заполнены эшелонами с войсками, следующими на запад. Военные все какие-то тихие и невеселые. В это время зашел милиционер и сел на одно из свободных мест у дверей. Кто-то спросил его: «Откуда это столько войск взялось?». А он удивился: «А что, разве вы не знаете, что война началась с немцами?!» [Воспоминания о начале Великой Отечественной войне за 1941 год, д.41, л.19].

Так в поезде Борис Трофимович встретил известие о войне. По дороге домой его мучали раздумья: он не знал что делать. Может сойти с поезда в любом городе и пойти в военкомат? Но вспомнил, что в Ленинграде снялся с учета, прописки нет, значит, может ехать дальше. Хочется мать повидать, а потом и на фронт. Но доехать получилось только до Иркутска. «Всем пассажирам приказали выйти из вагонов с вещами и объявили, что наш поезд дальше не пойдет, так как его срочно направляют на запад». [Воспоминания о начале Великой Отечественной войнs за 1941 год, д.41, л.20].

В Благовещенск Б.Т. Горлач прибыл 3 июля. А уже 9 июля получил повестку явиться на призывной пункт. Так Борис Трофимович был снова мобилизован в ряды Советской армии, где прослужил до ноября 1945 г., сначала рядовым, а потом сержантом - командиром минометного отделения 57-го стрелкового полка 12-й стрелковой дивизии Второй Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта.

На войне сильно подорвал здоровье, но что обиднее всего - ухудшилось зрение. Он с трудом мог делать небольшие скульптуры, поэтому посвятил себя воспеванию победы наших войск над Германией в мемориальных досках и памятниках. За свою жизнь разработал 22 больших проекта, из них 20 воплотил в жизнь. Награжден орденом «Отечественной войны II степени», медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Японией».

Уникальны рисунки военных лет Бориса Тимофеевича Горлача, выполненные карандашом, которые он делал в краткие минуты передышки со своих командиров. Фронтовые зарисовки позволяют пройти весь боевой путь с художником и вместе с ним, спустя годы, увидеть войну глазами солдата-победителя. [Рисунки на военную тему, д.18]. Коллекция военной графики имеет не только художественную ценность, но и является подлинным историческим документом, своеобразной летописью, хроникой военных лет. 


IMG_3745.JPG


IMG_3740.JPG


IMG_3741.JPG


К сожалению, большую часть рисунков сохранить не удалось. Борис Трофимович хранил их в солдатском вещмешке вместе с документами. Не раз приходилось преодолевать путь через Малый Хинган, взорванные мосты, затопленные равнины Маньчжурии. Однажды в момент переправы Б.Т. Горлач едва не погиб. Вырвался из рук сверток, где вместе с одеждой и рисунками был партийный билет, и устремился по течению. Борис Тимофеевич бросился вслед за вещмешком, попал в водоворот и стал тонуть. В последний момент услышал, что по берегу кто-то идет, и стал взывать о помощи. Спаситель-солдат протянул ему толстую ветвь дерева.

После демобилизации Борис Трофимович вернулся в Благовещенск, где трудился преподавателем в школе и художником-графиком в областной типографии и в областной газете «Амурская правда».

В 1947 г. покинул Приамурье и поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина Академии Художеств СССР. «Однажды пошел я к памятнику Петру Великому на коне. Было красивое вечернее освещение, и эта скульптура окончательно утвердила меня в том, что надо остаться на скульптурном факультете. С детства меня привлекало величественное монументальное искусство». [Воспоминания о периоде учебы в Ленинграде в Академии художеств и дальнейшей творческой деятельности, д.42, л.13].

Академию Художеств СССР Б.Т. Горлач закончил с отличием. «Я сделал двухметровую статую И.В. Мичурина, которая получила отличную оценку. Сам Манизер (советский скульптор, народный художник СССР - прим. авт.) подписал мне диплом с отличием». [Воспоминания о периоде учебы в Ленинграде в Академии художеств и дальнейшей творческой деятельности, д.42, л.14]. Дипломная работа Б.Т. Горлача побывала на Всесоюзной выставке дипломных работ художественных ВУЗов.

Теме советско-китайской дружбы посвятил свою диссертационную работу- двухметровую скульптуру «Братья - навеки». Для сбора материала аспиранта Академии художеств СССР направили на производственную практику в г. Благовещенск. [Удостоверения о пребывании в аспирантуре и сдаче кандидатских экзаменов члена Союза художников РФ, д. 13, л. 6].


IMG_3737.JPG


«Сама тема советско- китайской дружбы для меня близка и дорога еще с тех пор, когда в 1945 году мне довелось с оружием в руках участвовать в разгроме японских милитаристов. Искренне захваченный темой, я работал над своей скульптурной группой более двух лет, вложив в нее все силы и чувства. Теперь не вижу иного выхода, как доверить Вам решить судьбу моей работы - достойна ли она быть показана советской общественности». [Из заявления министру культуры СССР Михайлову, д.14, л.8]. Заявление это родилось в результате того, что скульптурная группа «Братья – навеки» не была принята не только на Всесоюзную выставку, но даже на выставку Ленинградских художников. «Мне кажется, это можно объяснить лишь тем, что среди ленинградского Союза художников преобладают поклонники манеры Майоля, Бурделя, Матвеева, которые, впадая в крайность, поднимают на щит только какую -нибудь одну манеры работы, перечеркивая все другие, наклеивая ярлыки натурализма на все скульптуры, исполненные в неугодной манере». Позже скульптура была установлена в г. Иркутске.


Возле скулптуры ВОИН ПОБЕДЫ.jpg

Б.Т. Горлач у скульптуры


В послевоенные годы перед советскими скульпторами встала задача - дать правдивое, реалистическое отображение не только массового героизма, но и с большой убедительностью раскрыть благородный образ современного героя – советского воина, борца за свободу и независимость своей Родины.

Б.Т.Горлач пишет реферат на тему «Героический портрет в советской скульптуре», где рассуждает о героизме советского человека, анализирует наиболее яркие образцы героического портрета в творчестве целого ряда советских скульпторов. [Реферат «Героический портрет в советской скульптуре» за 1955 год, д. 7].

Еще один реферат, как первое обстоятельное исследование о жизни и творчестве скульптора второй половины 19 века Н.А.Лаверецкого, незаслуженно забытого искусствоведческой наукой, получил полное одобрение и пожелание опубликования в печати со стороны кафедры скульптуры и кафедры русского и советского искусства Академии художеств СССР. [Справки за 1934 – 1966 гг., д.12, л.3].

В 1957 г. приказом Министерства культуры СССР Горлач был направлен на постоянную работу художником-скульптором в Иркутское отделение Художественного фонда РСФСР, где проработал до 1971 г. «На просторе мне удалось сделать большой монументальный бюст М. Горького, который был отлит из бетона для города Усть- Кут». [Воспоминания о годах жизни в Иркутске и Рязани, д.43,л.3].

Б.Т.Горлач пишет письмо первому секретарю Иркутского обкома КПСС, в котором выражает желание посвятить свою дальнейшую жизнь и творчество созиданию целой галлереи скульптурных портретов наиболее отличившихся строителей ангарских электростанций и других выдающихся людей Иркутской области. «Хочу в мраморе и бронзе увековечить прекрасные образы представителей нашего великого народа, которые своим героическим трудом создают материальную базу коммунизма на просторах Сибири». [д. 14, л.7]. Спустя некоторое время он приступил к созданию художественных образов строителей Братской ГЭС. В г. Братске делал зарисовки и эскизы лучших людей стройки. [Фотографии в СМИ творческих работ за 1958, 1968 гг., д.31, л.2; удостоверения о пребывании в аспирантуре и сдаче кандидатских экзаменов члена Союза художников РФ, д. 13, л. 8].

В 1961 г. Борис Трофимович был принят в члены Союза художников СССР.

В 1988 г. художник переехал на постоянное место жительства в Амурскую область, где продолжил творческую деятельность, тесно сотрудничал с Амурским краеведческим музеем, в дар которому при жизни передал около 300 скульптурных, живописных и графических работ. «Наиболее достойные живописные и скульптурные произведения прошу сохранить для будущего Амурского художественного музея, которому я авансом желаю большой популярности на родной земле дальневосточной». [Из заявления директору Амурского областного краеведческого музея, д.14, л.19].

Выполненные Б. Горлачем скульптурные портреты и группы, стелы, обелиски установлены в Благовещенске (памятник Ф.Н. Мухину), Иркутске, Ангарске, Братске и других городах России. Небольшие выставочные работы находятся в краеведческих и художественных музеях Санкт-Петербурга, Иркутска, Рязани, Благовещенска и т.д. Они экспонировались на многих областных и зональных художественных выставках. «Наиболее значительными произведениями, созданными мной, считаются работы монументальной скульптуры: памятник герою Гражданской войны, руководителю приамурских большевиков Ф.Н.Мухину, установленный в г. Благовещенске (бронза, гранит); две памятные доски с барельефами-«Передовики строительства Иркутской ГЭС». Кроме того мной создан целый ряд других работ из мрамора, цемента, гипса, находящихся в Ленинграде, Иркутске, Ангарске и т.д». [Автобиография, д.2, л.36].


Горлач в мастерской. г.Ленинград (1941-1949 гг.).jpg

Б.Т. Горлач в мастерской.  г.Ленинград (1941-1949 гг.)


«По рассказам отца и матери, которые лично видели Мухина, благородный образ большевика – ленинца еще с раннего детства всегда жил в моем сердце. Конечно, я благодарен судьбе, что стал скульптором, что первым моим значительным произведением является бюст – памятник Ф.Н.Мухину, что я осуществил завет отца, который всегда мечтал об этом» [Воспоминания о родственниках – переселенцах, д.32, л.6].


IMG_3747.JPG

Бюст - памятник Ф.Н.Мухину


Быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню; портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров; пейзажи войны, целые серии графических листов на одну тему, автопортреты, а также серия рисунков сестры Веры и отца Трофима Михайловича хранятся в Государственном архиве Амурской области. В зарисовках точно отражены все тяготы и трудности военной жизни, воспроизведены реальные истории и события, свидетелем и непосредственным участником которых был Б.Т.Горлач. [Эскизы творческих работ, д.19, д.22,л.22, 23; д.18,л.31] 

Архивы художников зачастую имеют не меньшее историческое значение, чем архивы государственных деятелей и ученых. Рукописи, эскизы, портретные статуи, скульптурные группы, барельефы, проекты памятников, бюсты-памятники героям гражданской и Великой Отечественной войн, выполненные амурским художником, – это памятники культуры и духовное наследие нации. Документы личного архива Б.Т.Горлача были переданы на хранение его племянницей Еленой Ивановной Наумовой в 2009 году.


И.Ф.Зинина, главный архивист отдела использования архивных документов



IMG_3746.JPG

Работа Б.Т.Горлача


IMG_3743.JPG

Портрет сестры Веры


IMG_3739.JPG

Автопортрет